13:39 О пользе ткачества, вышивания, лепки и других ремёсел - для здоровья человека |
Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга.
Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. Развитие мелкой моторики пальцев полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием детской речи. Слаженная и умелая работа пальцев помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Сокращение в школах программ, обучающих навыкам ручной работы с различными по структуре и свойствам материалами, например тканями, глиной, деревом, металлом, пищевыми продуктами, по мнению специалистов, пагубно сказывается на развитии школьников. Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках вышивания, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени - став взрослыми людьми, "лентяи" показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели "трудолюбивые". В связи с этим доктор Сигмэн уверился в необходимости введения в британских школах обязательных уроков труда. И эти выводы получили горячую поддержку со стороны Национального союза учителей Великобритании. "Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде вышивания, работы на ткацком станке, вырезания, напрямую влияет на работу мозга, - рассказал РБК daily кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько. - На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. У детей нервные импульсы проходят быстрее, поэтому их мозг после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей. Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться. Однако даже если взрослые люди будут несколько часов в неделю посвящать ручному труду, показатели их памяти и скорости мышления заметно улучшатся". И наши предки, несомненно, владели такими знаниями. Ведь хорошо знакомые нам народные традиционные ремёсла, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальцами, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза! Веселое общение и заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальцами уверенно обосновались в арсенале детских забав. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Почему же мы забыли о наших народных традиционных ремёслах, которыми на Руси дети овладевали с раннего возраста? Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое. Тканье и вышивка на станках - один из древнейших способов создания текстильного объекта. Вариативность объекта проявляется в двух самых простых способах моделирования: на уровне количества конструктивных элементов - нитей и на уровне цвета. Эти выразительные возможности используются для создания бранных поясов, шарфов, салфеток, рушников, картины-гобелена. |
|
Всего комментариев: 0 | |