20:17 Символ плодородия |
Символ плодородия или, как его ещё называют, символ засеянного поля - очень распространённый орнамент древних славян. Выглядит этот символ как ромб, разделённый на четыре части, в каждой ячейке которого есть точка. Расшифровывается данный знак довольно однозначно: ромб, разделённый на четыре части - это возделанное поле, а точки - ростки культурных растений или посеянное зерно. Древний символ относится не только к плодородию почв, но и плодородию в более широком смысле. Он является символом рожениц, амулетом рожающих женщин и женщин вообще, а также может являться амулетом для домашнего скота и способствовать его размножению.
Лаконичное изображение возделанных и засеянных участков земли применялось в древней Руси очень широко. Его наносили на орудия труда, жилища и женскую одежду. Ромб часто использовался в вышивке, присутствовал на женских рубахах, головных уборах, свадебных нарядах. Геометрический символ - ромб с перекрестием и точками - известный исследователь Б.А.Рыбаков называет ромбо-меандровым орнаментом, относящимся к узору на кости мамонта, который древние люди подметили во время обработки данного материала. Есть множество рассуждений и споров на эту тему, но всё же версия Рыбакова существует и является довольно весомой. Однако современное язычество использует самую распространённую трактовку и предполагает под разделенным на четыре части ромбом именно засеянное поле, которое символизирует плодородие. Самые ранние символы засеянного поля находят в трипольской культуре, примерно 3-5 тыс. лет до н.э. Считается, что именно из этой культуры символ плодородия распространился по всему миру. Он стал не только общеславянским символом, но также присутствовал в античной культуре, использовался эллинами и другими древнейшими народами - белорусами, карелами, удмуртами, коми-зырянами, эстонцами, немцами, скифами и так далее. Больше того, данный символ применялся даже в ранней христианской росписи и резном искусстве храмов, церквей, в иконописи, живописи. Ранее 5 тыс. лет до н. э. символ не встречается. Отсюда историки делают вывод, что данный символ появился с распространением среди племён трипольской культуры земледелия и его важности в жизни развивающегося общества. Охотничьи племена не были зависимы от вспаханных полей, поэтому, скорее всего, символ плодородия был для них неинтересен и получил расцвет своей популярности только после перехода племён от охоты и собирательства к земледелию. |
|
Всего комментариев: 0 | |