00:00 Уход за волосами у древних славян |
Сегодня в кругах родноверов бытует мнение, что у мужчины должны быть длинные волосы. Дескать, это показатель духовности. Так даже делятся по семантическому признаку понятии власы и космы.
Космы – женские волосы, через которые они подпитывают себя и мужчину, а власы это мужские волосы. Такая схема даже представлена в цикле романов Алексеева «Сокровища Валькирии». Сложно в этом увидеть рациональные зёрна. Но, тем не менее, число мужчин отращивающие длинные волосы в среде родноверия растёт. В принципе это неплохо, просто к славянской языческой традиции отношения не имеет. Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон: «Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода». Чуб считался в те времена знатным, в последствии с этой причёской стали отождествлять казаков. Найти упоминание длинных волос у мужчин в повсеместном обиходе нам не удалось, но скажем коротко остриженные волосы считались признаком рабства. На Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в «кружок». Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Общераспространенными у восточных славян были бороды и усы как признак мужской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широкими, или подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и т.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду. Считалось, если у юноши не растёт борода, с ним ещё нельзя вести дел. Борода, была важным инициационным моментом в жизни мужчины. Поэтому, когда Пётр велел брить бороды, это рассматривалось как позор. Мирослав Курганский приводит ценные данные о детской инициации: «В возрасте одного года или нескольких лет от роду (в разных местах – в два, три, пять или семь лет) совершали постриги (или заплетение косы девочке). До этого обряда дитё считалось бесполым существом. Ритуал совершался по такой схеме: ребёнка садили на объект или рядом с объектом, связанным с мужской или женской сферой деятельности (для мальчиков это конь, сабля, топор, борона и т.д.; для девочек – веретено, прялка, чесальный гребень, пряжа и т.п.), обстригали волосы или заплетали косу, впервые одевали в мужскую или в женскую одежду, угощали всех участников обряда. Обряд этот известен издревле – согласно летописям, ещё в Древней Руси совершали постриги над княжескими детьми». Можно добавить, что мальчиков стригли «под горшок». В прямом смысле надевали мальчику на голову горшок, и все выступающие волосы из под горшка отстригали. Так добивалось ровность в причёске. Можно смело говорить, что большое значение для мужчин это разделение по гендерному признаку. Где ключевыми маркерами выступали средний тип волос для мужчин и борода. Для девушек и женщин всё обстояло несколько иначе. Распускать волосы на Руси на людях было не то, что не принято, а просто неприлично, потому как длинные распущенные волосы символизировали беспорядочное растрачивание энергии и сексуальный призыв, поэтому носили их разве что падшие женщины, или, как их называли, «распутницы» Благопорядочным же скромным девушкам предполагалось заплетать косы и повязывать головы платком. Длинная коса символизировала о сохранении энергии для будущего мужа, потому носили их девушки незамужние. Позже, когда они выходили замуж, косы менялись на пучки, символизировавшие концентрацию энергии для чего-то одного, то есть, для мужа и для семьи. Тут играет роль числовая семантика. Одна коса – девушка одна. Две косы- девушка замужняя. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться. С волосами связано много поверий и обычаев, так нельзя выбрасывать обстриженные волосы, их нужно сжигать в печи. Остриженная коротко женщина на Руси приравнивалась к ведьме и т.д. Некоторую энергетику женских волос этнография отмечает, что говорит о сакральности отношений с мужем. Думается, нужно некоторым язычникам пересмотреть свои позиции по отношению к длинным волосам у мужчин. |
|
Всего комментариев: 0 | |